Каждый родитель ломает голову над тем, как заставить чадо учиться. Если в школе помочь ребенку вы ничем не сможете, то дома это вполне в ваших силах. Сделать процесс выполнения домашнего задания более продуктивным вам поможет эта статья.

СОЗДАЙТЕ ГРАФИК

Чем быстрее дети научатся делать домашнее задание «на автопилоте», тем лучше. Достичь этого можно, установив определенный распорядок дня. Например, младшим школьникам лучше садиться за уроки либо сразу после школы, либо после полуторачасового перерыва, так как большинству детей требуется небольшая пауза, прежде чем снова погрузиться в учебу. Для учеников старших классов подойдет более позднее время, например, после ужина.

НЕ ПРОВЕРЯЙТЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Максимум что вы можете сделать – это убедиться, что домашнее задание выполнено полностью. Не начинайте придирчиво проверять все ошибки или оценивать качество написания – это работа учителя. В противном случае это создает определенные проблемы и ненужные конфликты, когда вы начинаете дискутировать с ребенком о том, что он сделал не так и как можно было сделать лучше. Все-таки вы родители, а не домашняя полиция.

ЗНАЙТЕ, КОГДА И КАК ОБРАЩАТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ

Если вы заметили, что ваш ребенок буквально сражается с каким-то школьным предметом или не уверен, правильно ли он записал домашнее задание, обратитесь к учителю. Не стесняйтесь позвонить, отправить СМС или написать сообщение в социальных сетях. Например: «Я заметила, что Саша не расписывает все действия, когда делает домашнюю работу по математике. Должен ли он это делать, или все и так в порядке?»

ПУСТЬ РЕБЕНОК САМ ВЫБИРАЕТ СВОЕ МЕСТО УЧЕБЫ

Все дети отличаются разной продуктивностью и в разных местах они работают или учатся по-разному. Если ваш школьник предпочитает делать уроки за кухонным столом, пока вы готовите рядом, не ругайте его. Если же он настолько самостоятелен, что сам отправляется в комнату за свой письменный стол, это тоже хорошо – не нужно идти и стоять над ним, проверяя каждую букву. Дайте возможность ребенку самому выбрать, где он сможет лучше сфокусироваться на уроках.

 

НЕ СТОЙТЕ "НАД ДУШОЙ"

Хотя большинству детей потребуется некоторый надзор и помощь, когда дело доходит до домашней работы, лучше все-таки не стоять над ними. В старших классах вполне достаточно спросить: «Что задали на дом?» А затем удостовериться, что ребенок все выполнил. Если же вы ежесекундно контролируете выполнение домашнего задания, это сигнал ребенку, что он ничего не может сделать самостоятельно, лишающий его концентрации и сосредоточенности.

ИЩИТЕ ПОДОБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Если ребенок сталкивается с определенной проблемой, не поддавайтесь желанию тут же расписать ему все решение. Во-первых, вас, возможно, учили по совсем другим методикам. И ребенок столкнется с решением, абсолютно не таким, какому его учили в классе, что вызовет еще большую путаницу. Во-вторых, необходимо поощрить школьника к самостоятельным действиям. Поэтому попробуйте найти пример подобной задачи в учебнике или в классной работе, проделанной ранее.

С ПОЛЬЗОЙ ПРОВОДИТЕ ВЫХОДНЫЕ

Используйте субботу или воскресенье для планирования и решения «долгосрочных» заданий, например, научных проектов или каких-то сложных поделок. Напоминайте о них школьнику и помогайте по мере возможности, но не нужно все делать за него. Скажите, например: «Тебе нужно сделать то-то и то-то, верно? Когда ты собираешься начать? Уже придумал, как будешь действовать?»

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА С ПОЛЬЗОЙ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ОТРЕЗКИ ВРЕМЕНИ

Для старшеклассников с довольно плотными графиками кружков после школы короткие промежутки времени – скажем, 45 минут между классным часом и танцевальной репетицией – могут стать настоящим спасением. Более того, исследования показали, что дети становятся гораздо более продуктивными, когда работа разделяется на несколько частей, которые нужно проделать в сжатые сроки. Научите ребенка по максимуму использовать свободное время, которое у него есть, а не ждать вечера, чтобы, наконец-то, сесть за уроки.

ПОМОГИТЕ С ОГРГАНИЗАЦИЕЙ

Для школьников, которым сложно сосредоточиться и начать, очень важно создать четкую структуру. Убедитесь, что ребенок записывает все домашние задания и умеет упорядочить их по степени сложности. Также научите его складывать портфель заранее, с вечера. Тогда утром не понадобится бегать в суматохе и искать, где же та самая тетрадь по математике, которую вчера забыли положить.

УСТАНОВИТЕ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Если ваш ребенок перфекционист и тратит слишком много времени на домашнюю работу, помогите ему правильно расставить приоритеты. Создавайте списки заданий, обязательных к выполнению, и тех, которые можно сделать позже. Устанавливайте ограничение по времени. Если дети работают неэффективно или слишком настойчивы в стремлении все сделать правильно и совершенно, им нужно дополнительное время. Поэтому сделайте жесткое ограничение, заявив, что все домашние задания должны быть завершены к определенному часу.